2023

«Проектная деятельность, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Выступление на Августовской конференции

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49

Усть-Кутского муниципального образования

 «Проектная деятельность, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Вилькушевская Л.И.

Добрый день уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию опыта по теме «Проектная деятельность, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Своё выступление хочу начать со слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.

          В связи с этим, очевидна неотложность, решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

          Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.             Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.

            В своей работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию мы ставим перед собой цель:

формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, России; культуре на основе исторических и природных особенностей родного края и страны через проектную деятельность.

Поставленную цель реализуем через решение задач, которые вы видите на экране

Воспитательные:

- воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;    

- воспитание уважения к труду;

- воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изобразительная деятельность, художественное слово.

Развивающие:

- развитие нравственных норм поведения;

- развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Образовательные:

- знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

- формирование чувства сопричастности ребёнка к родной земле, природе и всему живому;

- формирование интереса, представлений о русской национальной культуре (народное творчество, обычаи, традиции), воспитание чувства гордости и достоинства как представителя своего народа;

- формирование представлений о своей малой родине (история города, люди, его прославившие), воспитание любви к своему краю;

- формирование представлений о Родине как о многонациональном государстве, воспитание толерантности.

 

Работа над проектом, включает в себя несколько этапов:

1.        постановка цели;

2.        поиск формы реализации проекта;

3.        разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4.        организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5.        определение направлений поисковой и практической деятельности;

6.        организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7.        коллективная реализация проекта, его демонстрация.

 В результате использования метода проектов дети в нашей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Работу по нравственно- патриотическому воспитанию мы разделили на 4 блока:

Первый блок «С чего все начинается»

К данному блоку мы отнесли:

Проект «С добротой и любовью»

цель проекта: Знакомство с историей возникновения праздника, привлечение внимания детей к празднику «Международный день пожилого человека», воспитание у детей любви и уважения к бабушкам, дедушкам и ко всем пожилым людям.

 

Проект «Международный женский день 8 Марта»

Воспитание бережного отношения к самым близким людям,

формирование потребности радовать их добрыми делами

 

Цель проекта «День Семьи, Любви и Верности»

Воспитание у детей нравственно – патриотических чувств – любви к своей семье, уважительного отношения к старшему поколению, к семейным традициям; опосредованное воздействие на семьи воспитанников по формированию таких семейных ценностей как любовь, верность, дружба, взаимопомощь и взаимовыручка.

 

Проект «В подарок капелька добра»

Цель- Формирование представлений у детей о добре, как о ценном, неотъемлемом качестве человека. В рамках данного проекта наши воспитанники выступали на благотворительном концерте

По второму блоку «Родной край» мы работали над проектами:

 «Река Лена»

Цель проекта: знакомство с рекой Лена, её обитателями,

с некоторыми историческими знания о данной реке

 

и проект «Наш край»

Знакомство детей с жизнью и бытом людей нашего края, с названиями улиц, с некоторыми профессиями посёлка,

расширение знания о животном мире

3 блок «Россия -родина моя»

Проект «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Цель проекта: воспитание патриотических чувств у детей, расширение знаний о празднике народного единства.

В рамках данного проекта провели акцию «Давайте жить дружно!»

 

Проект «23 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

Цель: расширить представления детей о празднике «День защитника Отечества». Подведя итоги проекта, изготовили с воспитанниками поздравительные открытки для солдат СВО.

Проект «Этот загадочный космос»

Цель: формирование у детей представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми.

Цель Проекта «Мы помним, мы гордимся»

знакомство детей с военным временем, тяжёлой судьбой людей нашей страны, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом.

Воспитание патриотизма, любови и уважения к Отечеству, уважение к героям – Защитникам Отечества.

В рамках проекта

- выступили на праздничном концерте в культурно досуговом центре посёлка,

- совместно с детьми и родителями приняли участие в акции «Благодарим за победу»

Поздравили детей войны и тружеников тыла

-  провели акцию «Родные уголки», во время которой оформили письма для защитников России

4        блок «Мои права и обязанности»

 Проект «Мои права»

Цель: Выявление сформированности у детей первоначальных правовых знаний

        Работа по патриотическому воспитанию в нашей группе проводится систематически и постоянно. Ведь патриотизм – главная черта русского народа.  Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили ее наши предки, наши отцы и деды.

И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Как сказал Владимир Владимирович Путин «Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». Поэтому работу в данном направлении будем продолжать!

 

Спасибо за внимание!

Вилькушевская Л.И.